КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон)
РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ
ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
Принята V Всероссийским
съездом Советов
в заседании от 10 июля 1918
года
Утвержденная
III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года Декларация прав
трудящегося
и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом
Советов
Конституцией Советской Республики составляют единый основной закон
Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики.
Этот
основной закон вступает в действие с момента его опубликования в
окончательной
форме в «Известиях Всероссийского Центрального
Исполнительного
Комитета
Советов». Он должен быть распубликован всеми местными
органами
Советской власти
и выставлен во всех советских учреждениях на видном месте.
V
Всероссийский съезд Советов поручает Народному комиссариату просвещения
ввести
во всех без изъятия школах и учебных заведениях Российской Республики
изучение
основных положений настоящей Конституции, а равно и их разъяснение и
истолкование.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ ДЕКЛАРАЦИЯ
ПРАВ
ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА
Глава первая
Статья 1. Россия объявляется
Республикой Советов
рабочих,
солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах
принадлежит этим Советам.
Статья 2. Российская Советская
Республика учреждается
на основе
свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных
республик.
Глава вторая
Статья 3. Ставя своей основной
задачей уничтожение
всякой
эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на
классы,
беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической
организации общества и победы социализма во всех странах, III
Всероссийский
съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет
далее:
а)
В осуществление социализации земли частная собственность на землю
отменяется и
весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается
трудящимся
без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования.
б)
Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь
живой и
мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные
предприятия
объявляются национальным достоянием.
в)
Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных
дорог и
прочих средств производства и транспорта в собственность Советской
рабоче-крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем
контроле и о Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения
власти
трудящихся над эксплуататорами.
г)
III Всероссийский съезд Советов рассматривает советский закон об
аннулировании
(уничтожении) займов, заключенных правительством царя, помещиков и
буржуазии,
как первый удар международному банковому, финансовому капиталу, выражая
уверенность, что Советская власть пойдет твердо по этому пути вплоть до
полной
победы международного рабочего восстания против ига капитала.
д)
Подтверждается переход всех банков в собственность рабоче-крестьянского
государства как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига
капитала.
е)
В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации
хозяйства
вводится всеобщая трудовая повинность.
ж)
В интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и
устранения
всякой возможности восстановления власти эксплуататоров декретируется
вооружение трудящихся, образование Социалистической Красной Армии
рабочих и
крестьян и полное разоружение имущих классов.
Глава третья
Статья 4. Выражая непреклонную
решимость вырвать
человечество
из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в
настоящей
преступнейшей из всех войн, III Всероссийский съезд Советов всецело
присоединяется к проводимой Советской властью политике разрыва тайных
договоров, организации самого широкого братания с рабочими и
крестьянами
воюющих ныне между собой армий и достижения во что бы то ни стало
революционными мерами демократического мира трудящихся без аннексий и
контрибуций, на основе свободного самоопределения наций.
Статья 5. В тех же целях III
Всероссийский съезд
Советов
настаивает на полном разрыве с варварской политикой буржуазной
цивилизации,
строившей благосостояние эксплуататоров в немногих избранных нациях на
порабощении сотен миллионов трудящегося населения в Азии, в колониях
вообще и в
малых странах.
Статья 6. III Всероссийский съезд
Советов приветствует
политику
Совета Народных Комиссаров, провозгласившего полную независимость
Финляндии,
начавшего вывод войск из Персии, объявившего свободу самоопределения
Армении.
Глава четвертая
Статья 7. III Всероссийский съезд
Советов Рабочих,
Солдатских и
Крестьянских Депутатов полагает, что теперь, в момент решительной
борьбы
пролетариата с его эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места
ни в
одном из органов власти. Власть должна принадлежать целиком и
исключительно
трудящимся массам и их полномочному представительству —
Советам
Рабочих,
Солдатских и Крестьянских Депутатов.
Статья 8. Вместе с тем, стремясь
создать действительно
свободный и добровольный, а следовательно, тем более полный и прочный
союз
трудящихся классов всех наций России, III Всероссийский съезд Советов
ограничивается установлением коренных начал федерации Советских
Республик
России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять
самостоятельное
решение на своем собственном полномочном Советском съезде: желают ли
они и на
каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных
федеральных советских учреждениях.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
Глава пятая
Статья 9. Основная задача
рассчитанной на настоящий
переходный
момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской
Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского
пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской
Советской
власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации
человека
человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на
классы,
ни государственной власти.
Статья 10. Российская Республика есть
свободное
социалистическое
общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему
рабочему
населению страны, объединенному в городских и сельских Советах.
Статья 11. Советы областей,
отличающихся особым бытом и
национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы,
во
главе которых, как и во главе всяких могущих быть образованными
областных
объединений вообще, стоят областные съезды Советов и их исполнительные
органы.
Эти
автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую
Социалистическую Федеративную Советскую Республику.
Статья 12. Верховная власть в
Российской
Социалистической
Федеративной Советской Республике принадлежит Всероссийскому съезду
Советов, а
в период между съездами — Всероссийскому Центральному
Исполнительному Комитету
Советов.
Статья 13. В целях обеспечения за
трудящимися
действительной
свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а
свобода
религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.
Статья 14. В целях обеспечения за
трудящимися
действительной
свободы выражения своих мнений Российская Социалистическая Федеративная
Советская Республика уничтожает зависимость печати от капитала и
предоставляет
в руки рабочего класса и крестьянской бедноты все технические и
материальные
средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений
печати и
обеспечивает их свободное распространение по всей стране.
Статья 15. В целях обеспечения за
трудящимися
действительной
свободы собраний Российская Социалистическая Федеративная Советская
Республика,
признавая право граждан Советской Республики свободно устраивать
собрания,
митинги, шествия и т.п., предоставляет в распоряжение рабочего класса и
крестьянской бедноты все пригодные для устройства народных собраний
помещения с
обстановкой, освещением и отоплением.
Статья 16. В целях обеспечения за
трудящимися
действительной
свободы союзов Российская Социалистическая Федеративная Советская
Республика,
сломив экономическую и политическую власть имущих классов и этим
устранив все
препятствия, которые до сих пор мешали в буржуазном обществе рабочим и
крестьянам пользоваться свободой организации и действия, оказывает
рабочим и
беднейшим крестьянам всяческое содействие, материальное и иное, для их
объединения
и организации.
Статья 17. В целях обеспечения за
трудящимися
действительного
доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская
Республика
ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам
полное,
всестороннее и бесплатное образование.
Статья 18. Российская Социалистическая
Федеративная
Советская
Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и
провозглашает
лозунг: «Не трудящийся, да не ест!»
Статья 19. В целях всемерной охраны
завоеваний Великой
Рабоче-Крестьянской
Революции Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика
признает обязанностью всех граждан Республики защиту социалистического
Отечества и устанавливает всеобщую воинскую повинность. Почетное право
защищать
революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на
нетрудовые же
элементы возлагается отправление иных военных обязанностей.
Статья 20. Исходя из солидарности
трудящихся всех
наций,
Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика
предоставляет все
политические права российских граждан иностранцам, проживающим на
территории
Российской Республики для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему
классу
или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству, и признает за
местными
Советами право предоставлять таким иностранцам, без всяких
затруднительных
формальностей, право российского гражданства.
Статья 21. Российская Социалистическая
Федеративная
Советская
Республика предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся
преследованию за политические и религиозные преступления.
Статья 22. Российская Социалистическая
Федеративная
Советская
Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их
расовой и
национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам
Республики установление или допущение каких-либо привилегий или
преимуществ на
этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных
меньшинств
или ограничение их равноправия.
Статья 23. Руководствуясь интересами
рабочего класса в
целом,
Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает
отдельных
лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам
социалистической революции.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ КОНСТРУКЦИЯ
СОВЕТСКОЙ
ВЛАСТИ
А. Организация центральной
власти
Глава шестая
О Всероссийском съезде
Советов рабочих,
крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов
Статья 24. Всероссийский съезд Советов
является высшей
властью
Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
Статья 25. Всероссийский съезд Советов
составляется из
представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000
избирателей и
представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на
125000
жителей.
Примечание 1. В случае, если губернский
съезд Советов не
предшествует Всероссийскому съезду Советов, то делегаты на последний
посылаются
непосредственно уездными съездами Советов.
Примечание 2. В случае, если областной
съезд Советов
непосредственно предшествует Всероссийскому съезду Советов, то делегаты
на
последний могут быть посланы областным съездом Советов.
Статья 26. Всероссийский съезд Советов
созывается
Всероссийским
Центральным Исполнительным Комитетом Советов не реже двух раз в год.
Статья 27. Чрезвычайный Всероссийский
съезд Советов
созывается
Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов по
собственному
почину или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3
всего
населения Республики.
Статья 28. Всероссийский съезд Советов
избирает
Всероссийский
Центральный Исполнительный Комитет Советов в числе не свыше 200 человек.
Статья 29. Всероссийский Центральный
Исполнительный
Комитет
Советов всецело ответствен перед Всероссийским съездом Советов.
Статья 30. В период между съездами
высшей властью
Республики
является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов.
Глава седьмая
О Всероссийском Центральном
Исполнительном Комитете Советов
Статья 31. Всероссийский Центральный
Исполнительный
Комитет
Советов является высшим законодательным, распорядительным и
контролирующим
органом Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.
Статья 32. Всероссийский Центральный
Исполнительный
Комитет
Советов дает общее направление деятельности рабоче-крестьянского
правительства
и всех органов Советской власти в стране, объединяет и согласует работы
по
законодательству и управлению и наблюдает за проведением в жизнь
Советской
Конституции, постановлений Всероссийских съездов Советов и центральных
органов
Советской власти.
Статья 33. Всероссийский Центральный
Исполнительный
Комитет
Советов рассматривает и утверждает проекты декретов и иные предложения,
вносимые Советом Народных Комиссаров или отдельными ведомствами, а
также издает
собственные декреты и распоряжения.
Статья 34. Всероссийский Центральный
Исполнительный
Комитет
Советов созывает Всероссийский съезд Советов, которому представляет
отчет о
своей деятельности и доклады по общей политике и отдельным вопросам.
Статья 35. Всероссийский Центральный
Исполнительный
Комитет
Советов образует Совет Народных Комиссаров для общего управления делами
Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и отделы
(народные комиссариаты) для руководства отдельными отраслями управления.
Статья 36. Члены Всероссийского
Центрального
Исполнительного
Комитета Советов работают в отделах (народных комиссариатах) или
выполняют
особые поручения Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
Советов.
Глава восьмая
О Совете Народных Комиссаров
Статья 37. Совету Народных Комиссаров
принадлежит общее
управление делами Российской Социалистической Федеративной Советской
Республики.
Статья 38. В осуществление этой задачи
Совет Народных
Комиссаров
издает декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимает все меры,
необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни.
Статья 39. О всех своих постановлениях
и решениях Совет
Народных
Комиссаров немедленно сообщает Всероссийскому Центральному
Исполнительному
Комитету Советов.
Статья 40. Всероссийский Центральный
Исполнительный
Комитет
Советов вправе отменить или приостановить всякое постановление или
решение
Совета Народных Комиссаров.
Статья 41. Все постановления и решения
Совета Народных
Комиссаров, имеющие крупное общеполитическое значение, представляются
на
рассмотрение и утверждение Всероссийского Центрального Исполнительного
Комитета
Советов.
Примечание. Мероприятия, требующие
неотложного
выполнения, могут
быть осуществлены Советом Народных Комиссаров непосредственно.
Статья 42. Члены Совета Народных
Комиссаров стоят во
главе
отдельных народных комиссариатов.
Статья 43. Народных комиссариатов
образуется 17, а
именно:
а)
по иностранным делам;
б)
по военным делам;
в)
по морским делам;
г)
по внутренним делам;
д)
юстиции;
е)
труда;
ж)
социального обеспечения;
з)
просвещения;
и)
почт и телеграфов;
к)
по делам национальностей;
л)
по финансовым делам;
м)
путей сообщения;
н)
земледелия;
о)
торговли и промышленности;
п)
продовольствия;
р)
Государственного контроля;
с)
Высший Совет Народного Хозяйства;
т)
здравоохранения.
Статья 44. При каждом народном
комиссаре, под его
председательством, образуется коллегия, члены которой утверждаются
Советом
Народных Комиссаров.
Статья 45. Народный комиссар вправе
единолично
принимать решения
по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего Народного
комиссариата,
доводя о них до сведения коллегии. В случае несогласия коллегии с тем
или иным
решением народного комиссара коллегия, не приостанавливая исполнения
решения,
может обжаловать его в Совет Народных Комиссаров или в Президиум
Всероссийского
Центрального Исполнительного Комитета Советов.
То
же право обжалования принадлежит и отдельным членам коллегии.
Статья 46. Совет Народных Комиссаров
всецело ответствен
перед
Всероссийским съездом Советов и Всероссийским Центральным
Исполнительным
Комитетом Советов.
Статья 47. Народные комиссары и
коллегии при народных
комиссариатах всецело ответственны перед Советом Народных Комиссаров и
перед
Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов.
Статья 48. Звание народного комиссара
принадлежит
исключительно
членам Совета Народных Комиссаров, ведающего общими делами Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики, и никаким иным
представителям Советской власти как в центре, так и на местах присвоено
быть не
может.
Глава девятая
О предметах ведения
Всероссийского
съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
Советов
Статья 49. Ведению Всероссийского
съезда Советов и
Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов подлежат
все
вопросы общегосударственного значения, как-то:
а)
Утверждение, изменение и дополнение Конституции Российской
Социалистической
Федеративной Советской Республики.
б)
Общее руководство всей внешней и внутренней политикой Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики.
в)
Установление и изменение границ, а равно отчуждение частей территории
Российской Социалистической Федеративной Советской Республики или
принадлежащих
ей прав.
г)
Установление границ и компетенции областных Советских союзов, входящих
в состав
Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, а также
разрешение споров между ними.
д)
Принятие в состав Российской Социалистической Федеративной Советской
Республики
новых сочленов Советской Республики и признание выхода из Российской
Федерации
отдельных частей ее.
е)
Общее административное разделение территории Российской
Социалистической
Федеративной Советской Республики и утверждение областных объединений.
ж)
Установление и изменение системы мер, весов и денег на территории
Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики.
з)
Сношение с иностранными государствами, объявление войны и заключение
мира.
и)
Заключение займов, таможенных и торговых договоров, а равно финансовых
соглашений.
к)
Установление основ и общего плана всего народного хозяйства и отдельных
его
отраслей на территории Российской Социалистической Федеративной
Советской
Республики.
л)
Утверждение бюджета Российской Социалистической Федеративной Советской
Республики.
м)
Установление общегосударственных налогов и повинностей.
н)
Установление основ организации вооруженных сил Российской
Социалистической
Федеративной Советской Республики.
о)
Общегосударственное законодательство, судоустройство и
судопроизводство,
гражданское, уголовное законодательство и пр.
п)
Назначение и смещение как отдельных членов Совета Народных Комиссаров,
так и
всего Совета Народных Комиссаров в целом, а также утверждение
Председателя
Совета Народных Комиссаров.
р)
Издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского
гражданства и о правах иностранцев на территории Республики.
с)
Право амнистии, общей и частичной.
Статья 50. Сверх перечисленных
вопросов ведению
Всероссийского
съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета
Советов
подлежат все вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению.
Статья 51. Исключительному ведению
Всероссийского
съезда Советов
подлежат:
а)
Установление, дополнение и изменение основных начал Советской
Конституции.
б)
Ратификация мирных договоров.
Статья 52. Разрешение вопросов,
указанных в пунктах
«в» и «з»
ст.49, предоставляется Всероссийскому Центральному Исполнительному
Комитету
Советов лишь при невозможности созыва Всероссийского съезда Советов.
Б. Организация Советской
власти на
местах
Глава десятая
О съездах Советов
Статья 53. Съезды Советов составляются
следующим
образом:
а)
Областные — из представителей городских Советов и уездных
съездов
Советов по
расчету 1 депутат на 25000 жителей, а от городов — по 1
депутату
на 5000
избирателей, но не более 500 делегатов на всю область, либо из
представителей
губернских съездов Советов, избираемых по той же норме, если этот съезд
собирается непосредственно перед областным съездом Советов.
б)
Губернские (окружные) — из представителей городских Советов и
волостных съездов
Советов по расчету 1 депутат на 10000 жителей, а от городов —
по
1 депутату на
2 тысячи избирателей, но не свыше 300 депутатов на всю губернию
(округ),
причем, в случае созыва уездного съезда Советов непосредственно перед
губернским, выборы проводятся по той же норме не волостными, а уездным
съездом
Советов.
в)
Уездные (районные) — из представителей сельских Советов по
расчету 1 депутат на
1 тысячу жителей, но не свыше 300 депутатов на весь уезд (район).
г)
Волостные — из представителей всех сельских Советов волости
по
расчету 1
депутат на каждые 10 членов Совета.
Примечание 1. В уездных съездах Советов
участвуют
представители
Советов городов, население которых не превышает 10 тысяч человек;
сельские
Советы местностей, насчитывающих менее 1 тысячи человек населения, для
избрания
депутатов на уездный съезд Советов объединяются.
Примечание 2. Сельские Советы,
насчитывающие менее 10
членов,
посылают на волостной съезд Советов по 1 представителю.
Статья 54. Съезды Советов созываются
соответствующими
по
территории исполнительными органами Советской власти (исполнительными
комитетами) по усмотрению последних или по требованию Советов
местностей,
насчитывающих не менее 1/3 всего населения данного района, но, во
всяком
случае, не реже двух раз в год по области, одного раза в три месяца по
губернии
и уездам и одного раза в месяц по волости.
Статья 55. Съезд Советов (областной,
губернский,
уездный,
волостной) избирает свой исполнительный орган —
Исполнительный
комитет, число
членов которого не должно превышать: а) по области и губернии
—
25, б) по уезду
— 20, в) по волости — 10. Исполнительный комитет
всецело
ответствен перед
избравшим его съездом Советов.
Статья 56. В границах своего ведения
съезд Советов
(областной,
губернский, уездный, волостной) есть высшая в пределах данной
территории
власть; в период же между съездами такой властью является
Исполнительный
комитет.
Глава одиннадцатая
О Советах депутатов
Статья 57. Советы депутатов
образуются:
а)
В городах — по расчету 1 депутат на каждую 1000 человек
населения, но в числе
не менее 50 и не более 1000 членов.
б)
В селениях (деревнях, селах, станицах, местечках, городах с населением
менее
10000 человек, аулах, хуторах и пр.) — по расчету 1 депутат
на
каждые 100
человек населения, но в числе не менее 3 и не более 50 депутатов на
каждое
селение. Срок полномочий депутатов — 3 месяца.
Примечание. В тех сельских местностях,
где это будет
признано
осуществимым, вопросы управления разрешаются общим собранием
избирателей
данного селения непосредственно.
Статья 58. Для текущей работы Совет
депутатов избирает
из своей
среды исполнительный орган (Исполнительный комитет) в количестве не
свыше 5
человек в селениях, а в городах по расчету 1 на каждые 50 членов, но не
менее 3
и не более 15 (Петербург и Москва не более 40). Исполнительный комитет
всецело
ответствен перед избравшим его Советом.
Статья 59. Совет депутатов созывается
Исполнительным
комитетом
по усмотрению последнего или по требованию не менее половины членов
Совета, но
не реже 1 раза в неделю в городах и 2 раз в неделю в селениях.
Статья 60. В границах своего ведения
Совет, а в случае,
предусмотренном в ст. 57 (примечание), общее собрание избирателей есть
высшая в
пределах данной территории власть.
Глава двенадцатая
О предметах ведения органов
Советской
власти на местах
Статья 61. Областные, губернские,
уездные и волостные
органы
Советской власти, а также Советы депутатов имеют предметом своей
деятельности:
а)
проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов
Советской
власти;
б)
принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и
хозяйственном
отношениях;
в)
разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории)
значение;
г)
объединение всей советской деятельности в пределах данной территории.
Статья 62. Съездам Советов и их
исполнительным
комитетам принадлежит
право контроля над деятельностью местных Советов (т.е. областным
— право
контроля над всеми Советами данной области, губернским — над
всеми Советами
данной губернии, кроме городских, не входящих в состав уездных съездов
Советов
и т.д.), а областным и губернским съездам Советов и их исполнительным
комитетам, кроме того, право отмены решений действуйющих в их районе
Советов, с
извещением об этом в важнейших случаях центральной Советской власти.
Статья 63. Для выполнения возложенных
на органы
Советской власти
задач при Советах (городских и сельских) и исполнительных комитетах
(областных,
губернских, уездных и волостных) образуются соответствующие отделы во
главе с
заведующими отделами.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ АКТИВНОЕ И
ПАССИВНОЕ
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Глава тринадцатая
Статья 64. Правом избирать и быть
избранными в Советы
пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и
т.п.,
следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной
Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:
а)
все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным
трудом,
а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых
возможность
производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и
категорий,
занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и проч.,
крестьяне и
казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения
прибыли;
б)
солдаты советской армии и флота;
в)
граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах
«а»
и «б» настоящей
статьи, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность.
Примечание 1. Местные Советы могут с
утверждения
центральной власти
понижать установленную в настоящей статье возрастную норму.
Примечание 2. Из лиц, не вступивших в
число российских
граждан,
пользуются активным и пассивным избирательным правом также лица,
указанные в
ст. 20 (раздел второй, глава пятая).
Статья 65. Не избирают и не могут быть
избранными, хотя
бы они
входили в одну из вышеперечисленных категорий:
а)
лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б)
лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы
с
предприятий, поступления с имущества и т.п.;
в)
частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г)
монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д)
служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных
отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
е)
лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или
умалишенными, а
равно лица, состоящие под опекой;
ж)
лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок,
установленный
законом или судебным приговором.
Глава четырнадцатая
О
производстве выборов
Статья 66. Выборы производятся,
согласно установившимся
обычаям,
в дни, устанавливаемые местными Советами.
Статья 67. Выборы производятся в
присутствии
избирателей
комиссии и представителя местного Совета.
Статья 68. В тех случаях, когда
присутствие
представителя
Советской власти оказывается технически невозможным, его заменяет
председатель
избирательной комиссии, а за отсутствием такового —
председатель
избирательного
собрания.
Статья 69. О ходе и результате выборов
составляется
протокол за
подписью членов избирательной комиссии и представителя Совета.
Статья 70. Подробный порядок
производства выборов, а
равно
участие в них профессиональных и иных рабочих организаций определяются
местными
Советами согласно инструкции Всероссийского Центрального
Исполнительного
Комитета Советов.
Глава пятнадцатая
О
проверке и
отмене выборов и об отзыве
депутатов
Статья 71. Весь материал по
производству выборов
поступает в
соответственный Совет.
Статья 72. Совет для проверки выборов
назначает
мандатную
комиссию.
Статья 73. О результатах проверки
мандатная комиссия
докладывает
Совету.
Статья 74. Совет решает вопрос об
утверждении спорных
кандидатов.
Статья 75. В случае неутверждения того
или иного
кандидата Совет
назначает новые выборы.
Статья 76. В случае неправильности
выборов в целом
вопрос об
отмене выборов разрешается высшим по порядку органом Советской власти.
Статья 77. Последней инстанцией по
кассации советских
выборов
является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов.
Статья 78. Избиратели, пославшие в
Совет депутата,
имеют право
во всякое время отозвать его и произвести новые выборы согласно общему
положению.
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО
Глава
шестнадцатая
Статья 79. Финансовая политика
Российской
Социалистической
Федеративной Советской Республики в настоящий переходный момент
диктатуры
трудящихся способствует основной цели экспроприации буржуазии и
подготовления
условий для всеобщего равенства граждан республики в области
производства и
распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей
предоставить в
распоряжение органов Советской власти все необходимые средства для
удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской Республики,
не
останавливаясь перед вторжением в право частной собственности.
Статья 80. Государственные доходы и
расходы Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики объединяются в
общегосударственном бюджете.
Статья 81. Всероссийский съезд Советов
или
Всероссийский
Центральный Исполнительный Комитет Советов определяют, какие виды
доходов и
сборов входят в общегосударственный бюджет и какие поступают в
распоряжение
местных Советов, а равно устанавливают пределы обложения.
Статья 82. Советы устанавливают
обложение налогами и
сборами
исключительно на нужды местного хозяйства. Потребности
общегосударственные
удовлетворяются за счет средств, отпускаемых из государственного
казначейства.
Статья 83. Ни один расход из средств
государственного
казначейства не может быть произведен без установления на него кредита
в
росписи государственных доходов и расходов или путем издания особого
постановления центральной власти.
Статья 84. На удовлетворение
потребностей, имеющих
общегосударственное значение, в распоряжение местных Советов
предоставляются
подлежащими народными комиссариатами необходимые кредиты из
государственного
казначейства.
Статья 85. Все предоставленные Советам
кредиты из
средств
государственного казначейства, а равно кредиты, утвержденные по сметам
на
местные нужды, расходуются ими в пределах сметных подразделений
(параграфы и
статьи) по прямому назначению и не могут быть обращаемы на
удовлетворение
каких-либо других потребностей без особого постановления Всероссийского
Центрального Исполнительного Комитета Советов и Совета Народных
Комиссаров.
Статья 86. Местные Советы составляют
полугодовые и
годовые сметы
доходов и расходов на местные нужды. Сметы сельских и волостных Советов
и
Советов городов, участвующих в уездных съездах Советов, а также сметы
уездных
органов Советской власти утверждаются соответственно губернскими и
областными
съездами Советов или их исполнительными комитетами; сметы городских,
губернских
и областных органов Советской власти утверждаются Всероссийским
Центральным
Исполнительным Комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров.
Статья 87. На расходы, не
предусмотренные сметами, а
также в
случае недостаточности сметных назначений дополнительные кредиты Советы
испрашивают у подлежащих народных комиссариатов.
Статья 88. В случае недостаточности
местных средств для
удовлетворения местных потребностей необходимые для покрытия неотложных
расходов пособия или ссуды из средств государственного казначейства
местным
Советам разрешаются Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом
Советов
и Советом Народных Комиссаров.
РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ О ГЕРБЕ И
ФЛАГЕ
РОССИЙСКОЙ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Глава
семнадцатая
Статья 89. Герб Российской
Социалистической
Федеративной
Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах
солнца
золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу,
окруженных
венцом из колосьев и с надписью:
а)
Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика и
б)
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Статья 90. Торговый, морской и военный
флаг Российской
Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из полотнища
красного (алого) цвета, в левом углу которого, у древка, наверху,
помещены
золотые буквы РСФСР или надпись: Российская Социалистическая
Федеративная
Советская Республика.
10 июля 1918 г.
Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории
Советской
Конституции. М.,
Политиздат, 1987.